Написать письмо
Имение Сведомских Оформить заказ

Аукцион картин Сведомских

29 ноября 2017 г., аукционный дом MacDougall's, проводит в Лондоне аукцион русского искусства «Russian Art Auctions», среди работ русских художников представлены работы Александра и Павла Сведомских.

MacDougall’s – единственный аукционный дом, специализирущийся исключительно на русском искусстве. Торги проходят два раза в год во время Русских Недель в Лондоне, в июне и декабре, и включают в себя картины русских художников XIX – XXI веков, а также графику, иконы и декоративно-прикладное искусство.

С апреля 2009 года рынок русского искусства демонстрирует исключительные показатели роста и продолжает крепнуть. Остается очевидным значительный спрос на работы высокого уровня. Так только в 2012 году на аукционах MacDougall’s было продано четыре работы, стоимость каждой из которых составила более миллиона фунтов стерлингов. В течение последних трех лет годовые продажи MacDougall’s составляли более 20 миллионов фунтов стерлингов. Нами было установлено несколько мировых рекордов, в том числе на работы И. Репина, З. Серебряковой и К. Петрова-Водкина.

С момента своего основания в 2004 году, MacDougall’s вошел в тройку лидеров по продажам русского искусства, удерживая четверть мирового рынка в этом секторе.

Представленную на торги коллекцию работ А.и П. Сведомских можно по праву назвать одной из жемчужин аукциона, ведь их картины, крайне редкое явление на художественном рынке. В отличии от большинства художников русской колонии за рубежом, творческая активность которых объяснялась финансовыми обстоятельствами, братья Сведомские, располагая значительными средствами, писали часто по велению души и лишь иногда под заказ.

Получив художественное образование в Дюссельдорфе и прожив большую часть жизни за границей, братья Сведомские были не только оторваны от Российской жизни, но и от современных отечественных художественных обществ и течений. Не заинтересованные в изображении социальных и психологических конфликтов, так привлекавших передвижников, Сведомские остались преданными академизму и салонной живописи.

Братья Сведомские, крайне не схожие как внешне, так и характерами, расходились и в своих художественных предпочтениях. Более знаменитый младший брат Павел чаще всего работал в жанре исторической и мифологической живописи. Особого внимания заслуживает представленная на аукцион работа «Княжна Тараканова», изображающая изображающая самозваную княжну в момент её заточения в каземат Петропавловской крепости. Всё в этой композиции наполнено трагизмом и лёгкой театральностью- и поза княжны , и её словно бессознательная попытка укрыться своими одеждами от надвигающейся опасности, и кровавый крест на стене, и чуть намеченные зловещие фигуры стражников на заднем плане. Отчаяние и исступление, отразившиеся на её лице, завораживают; под кистью художника возникает один из его «фирменных» прекрасных и коварных женских образов, ставших его «визитной карточкой». Помимо «Княжны Таракановой», в этот образ вписывается и «Фульвия с головой Цицерона»(1880-е), и «Одинокая римлянка»(1884), и «Медуза»(1882), а также ещё одна представленная на аукцион работа «Испанская танцовщица».

Последнее полотно композиционно схоже с «Княжной Таракановой»: в обоих произведениях фигура дна выпукло, крупным планом, а едва прописанному фону отводится лишь незначительное место.

Особое место в творчестве Павла Сведомского заняло участие в росписи Владимирского собора в Киеве, когда ему довелось работать рядом с такими знаменитыми живописцами, как Нестеров, Васнецов, Врубель, Котарбинский. Само приглашение Сведомского к участию в проекте в 1885 г. Адрианом Праховым, автором замысла художественного оформления собора, было свидетельством признания высочайшего мастерства живописца как российской властью, так и церковью. Художнику было поручено написан три плафона и шесть больших картин с изображением сцен из последних дней жизни Спасителя. Над эскизами росписи собора художник работал в Риме и уже летом 1887 г., прибыл в Киев для их выполнения. Представленные на торги подготовительные эскизы к композициям «Тайная вечеря», «Воскрешение Лазаря» и «Моление о чаше» уникальны уже потому, что в них запечатлены композиционные идеи художника в развитии его формальные и колористические поиски, воплощенныё в монументальных панно, по сей день украшающие стены собора.

В отличие от Павла, Александр тяготел к жанру лирического пейзажа, часто писал дорогие ему российские просторы и, в особенности, их родовое имение Михайловский завод в Пермской губернии. Представленные на аукцион виды имения, совершенные по рисунку, окутаны мягко льющимся светом. Их отличает гармоническое сочетание академических традиций и пленэрной легкости в передаче натуры. В сюжетном мотиве почти всегда есть элемент мимолетности, незаконченности действия, который придает даже самым неприметным уголкам и повседневным сценам изысканную небрежность. Без сомнения, эти наполненные светлой ностальгией полотна были своего рода реликвиями в доме художников, о чём свидетельствует и представленная на торги работа «Изба в Михайловском заводе», занимавшая центральное место в интерьере студии Сведомских в Риме.

Высоко оцененные некогда Павлом Третьяковым, который приобрел четыре работы для своей коллекции, художники совершили триумфальное возвращение в поле зрения российского зрителя в 2004 г., когда государственная Третьяковская галерея выделила им центральное место на масштабной выставке салонной живописи «Пленники красоты».

Имение Сведомских
617760, Чайковский район, Завод Михайловский
Тел/факс: +7 922 303 5542, +7 922 303 5541, 8 (34241) 5-63-33, +7 922 361 84 90
e-mail: SBNN@list.ru, sboev@list.ru